Задача дирижера на самом начальном этапе. Прием «Дробление».

Задача дирижера на самом начальном этапе – организовать репетиционный процесс, поставить его.
Для этого в будущий коллектив приглашаются все желающие. Но опыт их музицирования, вокальные навыки, теоретическая подготовка часто бывают разными или недостаточными! Если различия в этом существенные, то имеет смысл разделять всех по уровням на группы.
Но в большинстве любительских коллективов это разделение невозможно (по причине общей слабой подготовки певцов). Поэтому решением дирижера должно быть следующее действие: организовать тренировочный процесс таким образом, чтобы навыки слабых постепенно сорганизовывались с навыками более продвинутых, а навыки последних – углублялись и автоматизировались. Кроме того, задача состоит в том, чтобы организовать «певцам» общий ликбез, объяснить методику самостоятельных тренировок и найти схемы и приемы для занятий на репетиции (к последним мы относим: распевание, работа над ритмом по системе «Ре-ди-ё-ту», настройка психоэмоционального плана).
Фундаментальным началом является разучивание произведения «певцами». На репетиции дирижер объясняет и показывает его, определяет «певцов» в ту или иную партию (сопрано, альт, тенор, бас). Если возможно, пропевает с ними их часть партитуры.
Далее «певец» дома выучивает свою партию: разбирает ритмическую часть – просчитывает нотный текст, применяя все приемы, которые существуют для этого; на инструменте играет или разбирает мелодическую часть (иногда для этого требуется значительное время), соединяет обе части и впевает на слог; разбирает текст и выучивает его наизусть, обращая внимание на особенности произношения.
При отсутствии у «певца» соответствующих навыков и инструментов для реализации этого – дирижер определяет план по их наработке. Дает четкие рекомендации, обеспечивает учебными и тренировочными материалами; организует дополнительные репетиции для тех, кто становится на путь подобного развития. Все это необходимо делать для выравнивания уровня «певцов» на теоретическом и практическом планах, для помощи в обретении краеугольных навыков.
На следующей репетиции происходит разбор произведения по партиям с применением тех же методов: разбор и просчитывание ритма партии, разбор мелодии, проработка текста, пропевание.
Важным является правильное оформление нот и единство самих экземпляров у всех певцов. Если ноты берутся из разных источников, стоит их сравнить и проверить. Разделить и договориться о «цифрах» (Это делается для лучшего ориентирования в нотах. Обычно просто проставляется нумерация тактов или ставятся буквы-цифры по логике частей).
Проучив и разобрав отдельно партии, начинается этап соединения их вместе.
Если хор разбирает многоголосное произведение, соединять партии можно парами: сопрано и бас, альт и тенор, сопрано и тенор; или по три партии: сопрано-альт-тенор или бас-альт-тенор и т. п.
Если хор поет одноголосное произведение, то этап сведения по партиям может быть заменен на более детальное пропевание отдельно с каждым «певцом». Так называемая сдача партий.
О соединении и сведении партий в единое целое мы поговорим позже.

Ритмическая проработка партий

Прием дробление. В основе этого приема лежит принцип деления ритма на самую мелкую пульсационную единицу. «Певцу» уже на этом этапе требуется достаточный навык чтения с листа и серьезная самостоятельная проработка партии.

Пример 1*

Пример 2**

В этих примерах мы видим, что изначальный ритм меняется путем ПРОЯВЛЕНИЯ скрытой «стоимости» каждой из длительностей. Общий размер – четыре четверти. Если мы будем считать «восьмыми», получается: раз и, два и, три и, четыре и. Каждый счет равен одной восьмой. Далее мы смотрим на сам ритмический рисунок.
Например, в примере 1 на первую долю приходится четвертная пауза, нужно просто просчитать – раз и; далее половинка – в ней четыре восьмых, т. е. два и, три и. Далее ВАЖНЫЙ МОМЕНТ! От половинки идет лига на следующую восьмую, которая исполняется на той же ноте. В этом случае она присоединяется к предыдущей длительности (просто половинка – это четыре восьмых, а половинка с залигованной следующей восьмой – это 4 + 1).
Итак, далее: залигованная «ми» (по верхнему голосу) – это 4, далее «фа» – и.
«ФА» опять лигуется с целой на следующий такт. Получается, она держится – и, 1 и, 2 и, 3 и, 4 и.
Используя прием «дробление», мы можем все петь без слов на слог «ды». Важно при самостоятельной проработке дирижировать, чтобы понимать на какой доле или между каких долей находишься в конкретный момент.
Если мы «дробим» со словами, как в примере 2, – важно переносить и не забывать об окончаниях слов, как в слове «Day», где «y» произносится на последнюю восьмую 2-го такта.
Осваивая этот прием, не торопитесь. Делите все на такие отрезки, которые можете охватить своей концентрацией.
Если не получается сразу петь с «дроблением», можно просто проговорить ритм на слог «ды» и со словами. Можно поиграть на клавиатуре нотный текст с дроблением.
Этот прием важен для выработки четкого понимания и ощущения пульсации и ритмизации нотного текста. Применяя этот прием в хоре, мы синхронизируем все партии и способствуем более глубокому проучиванию текста, ставим голос «певца» на опору.

Пример 1*
Пример 2**
Made on
Tilda