Музыка – это деятельность, однажды принятая, интегрированная в жизнь. Это, если угодно, еще одно чувство или способ восприятия мира, которое приобретается, хоть и путем долгой выучки. Музыке – можно научиться!
В вокале — сложные первые 50 лет...

Обучение вокалу — сложный, многогранный, увлекательный процесс. Его можно рассмотреть на примере этапов «жизни вокалиста» — их три: донотный период, постановка голоса и работа с репертуаром. Название и сама идея этапов — это условность, но для общего представления подходит.

Первый вопрос, который задает себе будущий вокалист: как долго мне нужно учиться? Если ответить кратко — всю жизнь. И пускай это вас сразу не отпугивает. Важно осознать, что Музыка и вокал в частности — это вид человеческой деятельности, деятельности заимствованной и вновь интегрированной в жизнь.

Например, голосовой аппарат, вне зависимости от нашего желания, развивается и формируется с физиологической точки зрения: у мальчиков есть мутация, да и у девочек есть, хотя и в более скрытом виде.

В определенном возрасте мы вообще открываем для себя наш речевой аппарат, начинаем говорить. Так или иначе мы знакомимся и с дыханием как управляемой системой, а не цепочкой безусловных рефлексов. Примером такого знакомства может быть спорт, фитнес, где на дыхание обращается фокус внимания. Наконец, хотя и косвенно, у нас постепенно, из детства, из игр и экспериментов формируются представления о резонансе, звукоподражании, эмоциональном крике, плаче, стонах и т. д. Получается, что к моменту, когда мы начинаем заниматься вокалом, у нас есть, хотя и в скрытой, хотя и в разной степени «наработанной» форме, — навыки. Но зачастую этого не достаточно именно для музыкального воплощения.

И здесь хочу сказать пару слов о Музыке с конструктивной точки зрения. Музыка — вид искусства, вид человеческой деятельности. Музыка состоит из трех главных элементов: ритма, мелодии и гармонии. Эти начала соответствуют определенным навыкам, которые либо специально вырабатываются и являются необходимым условием для формирования личности музыканта, либо приобретаются, в той или иной степени неосознанно; бывает, и наследуются человеком от природы.

Теперь вернемся и обобщим вышесказанное: опыт человека физиологически-социального плана и его общая музыкальность — это тот дуэт, который станет основой для дальнейшего развития и роста будущего вокалиста. И те «недочеты», «пробелы», которые могут быть в этих сферах, в зависимости от их глубины — мешают дальнейшему продвижению в мир вокала. Здесь так же важно напомнить: вокалист — это здоровье как в физическом, так и в психофизическом планах.

А теперь вернемся к нашим этапам.
Донотный период чаще всего люди проходят в детстве (если речь идет о занятиях музыкой с самого детства), но ведь бывает и такое: не было опыта, или он был, а интонирование по-прежнему проблема.
В этот период, именно тогда, когда мы им начинаем заниматься, мы и прививаем первую фундаментальную основу, учим человека общим теоретическим и практическим основам. Для выработки конкретных навыков существует две основные дисциплины, которые вмещают в себя ряд техник и методик для освоения и приобретения искомых навыков. Это сольфеджио и нотная грамота. Финалом донотного этапа становятся занятия вокальным сольфеджио, где на уже подготовленный с психофизической, технической сторон голосовой аппарат, начинают постепенно применяться именно вокальные методы.
Период постановки голоса — это важный, но, как показывает время, не такой и сложный период. Главным тормозящим фактором в нем является наработка и закрепление навыков, рефлексов, более глубинное становление общевокального и музыкального мышления. Часто певец, будем здесь уже авансом его так называть, подходит к этому периоду либо с недостаточными, либо с дефектными знаниями и умениями в той или иной области.

Вопросы, связанные с вокальными психотравмами, с неправильным формированием связей или с недостаточным уровнем их проработанности — это не тривиальные вопросы.
И только преодолев и «выправив» все недочеты — мы входим в этап постановки всецело.  Постановку голоса можно сравнить с тем, как мы учимся играть на инструменте. Разница лишь в том, что инструмент мы видим, а вокальный инструмент — голос — только можем чувствовать. В связи с этим фактом постановка делится на два этапа: поиск и создание инструмента и работа над техникой игры на этом инструменте. К последнему относятся такие темы, как приемы звукоизвлечения, техники пения, стили и т. д.

В период поиска инструмента — мы прежде всего занимаемся техникой звукоизвлечения. Зачастую это прямая линия от вокального сольфеджио. Техника звуковедения – это мост к дальнейшему развитию вокалиста. В этот период в занятия включаются вокализы, простые песни.

Заключительный этап постановки – это работа над репертуаром именно с технической стороны. Законы драматургии и общей музыкальности затрагиваются в меньшей степени, но игнорировать их совсем нельзя.

Наконец, самый главный этап – «жизнь певца». Это начало и вся дальнейшая жизнь вокалиста в мире Музыки. С помощью навыков и данностей, полученных от самого рождения и приобретенных в процессе становления личности, через начальные периоды обучения, постановки мышления, обострения общей музыкальности, выработки техник звукоизвлечения и звуковедения, при наличии определенного опыта ощущений – певец начинает творить. Вернее, начинает учиться творить. И здесь, как на любом этапе, – нужно учиться. Но обучение в этот период опирается на иные законы и по-другому. Здесь учит себя сам певец, в своей внутренней лаборатории, школе.

Творческая личность и глубина таланта – это маяки на этот период.

Существует в связи со всем вышесказанным такое изречение: в вокале сложные первые пятьдесят лет. Это и печалит, и завораживает. Но это изречение, главным образом, учит нас тому, что Музыкой нельзя заниматься периодами. Музыка – это деятельность, однажды принятая, интегрированная в жизнь. Это, если угодно, еще одно чувство или способ восприятия мира, которое приобретается, хоть и путем долгой выучки. Музыке – можно научиться!

Made on
Tilda