Теория Музыки – это наиважнейшая часть на пути развития музыканта. Под термином «теория музыки» мы понимаем ряд дисциплин: нотная грамота, сольфеджио, непосредственно элементарная теория музыки, которая включает в себя аспекты из гармонии, основ форм и полифонии; гармония, полифония, анализ форм и т. д.
Ключевым и базовым предметом является нотная грамота. Условно мы называем ее «язык Музыки», ведь именно о базовых понятиях, о букваре музыканта рассказывает данный предмет. Он практически весь теоретический. Элементы сольфеджирования в нем присутствуют, но в самых общих чертах. (Сольфеджирование – буквально пение, интонирование нотных примеров с названием нот и тактированием. К сольфеджио относятся еще такие упражнения: диктант, слуховой анализ).
Изучая «язык Музыки» мы настраиваем свое первоначальное понимание музыки как механизма. Часто начинающие могут увидеть множество аналогий с математикой, и это неслучайно, ведь Музыка опирается на ее язык, который проявляется в цифрах, соотношениях, логике построений. В Музыке используются термины и понятия, взятые из итальянского языка: piano – тихо, forte – громко и т. д. Но в большей степени Музыка – это определенного рода ощущения. И чтобы их понять, уловить, распознать в себе, привить – необходимо изначально разобраться с «грамматикой», которой и является «язык Музыки».
Важна роль визуализации теории через инструмент. По традиции в качестве такового выступает фортепиано. Практически все Музыканты «мыслят клавиатурой фортепиано». Поэтому важно с самого начала развивать и этот навык.
Говоря непосредственно о теории Музыки с позиции ее основ – «языка Музыки», мы выделяем три главные линии: одноголосие, двухголосие или интервалы, аккорды; и два аспекта – мелодия, ритм. Все это в итоге рассматривается нами через призму тональности.
Ладотональное мышление, умение ориентироваться в этом, понимать взаимосвязи всего со всем – является целью изучения «языка Музыки».
Далее я приведу цитату из книги «Школа Музыки Alishera Gathlera», пускай она вас не пугает: то, о чем там говорится – это фантазия и субъективный взгляд. Но он продиктован определенными размышлениями о Музыке и о жизни, о путях тех учеников, с которыми мы взаимодействовали.
На протяжении десяти лет существования нашей Школы нашим главным тезисом был тезис о «Музыке и взаимосвязи ее с жизнью в целом».
«Музыка в своих корнях имеет два начала: мелодию и ритм. Изучая эти элементы, вы проникаете в Суть. Умение представить эти две составляющие несколько шире их первоначальных значений открывает перед нами третью составляющую Музыки – Человеческую природу, гармонию и внутреннюю благость.
Таким образом, в самом начале усвойте, что Музыка – это проявление трех линий и двухначал: мелодия, ритм и гармония – линеарность; взаимоотношения Человека, его внутреннего и физического планов с ритмикой и мелодикой Музыки порождает гармонию, которая есть и в самой Музыке.
Размышляя о Музыке, мы размышляем о Вечности. Размышляя о Вечности, мы прикасаемся к Богу. Прикасаясь к Богу, мы вплотную приходим к неизбежности изучать себя как часть общего, интегрально вписанного в общую картину мироздания. Таким образом, второе: Музыка – это мы сами. Музыка живет в нас.
Жизнь питается энергией света. Музыка – энергией намерения. Намерение происходит из внутреннего желания Человека, связанного с духом.
Для приближения к духовности существует множество практик и упражнений. Суть их заключается в очищении мыслей и нахождении покоя, равновесия и гармонии как внутри себя, так и в окружающем нас мире.
В жизни обычного человека, который суетится и мечется в агонии мегаполиса, мысли оказываются спутанными и завязанными в плотный клубок, который давит и разрушает все на своем пути. Эмоциональная глухота, физическая неспособность стать самим собой – это та краеугольная проблема, которая приводит людей в отчаяние, к вредным привычкам, тренингам и всему подобному. В определенный период все это оказывает свое воздействие и даже иногда помогает на время, но дальше все только усугубляется. Решение – это структуризация и распутывание клубка мыслей.
Решение – это очищение от этих распутанных мыслей.
Решение – это обращение к Себе».
Теперь, подходя к нашему 16-летию, я могу сказать точно: Музыке – можно научиться! Музыке – возможно научить!