Клавишные инструменты — это музыкальные инструменты, которые составляют одну из четырех групп музыкальных инструментов вообще. Эти группы делятся по способу звукоизвлечения, и он, в свою очередь, дает способы игры на том или ином инструменте.
Какие это группы? Струнные, клавишные, духовые и мембранные. Естественно, существуют и гибридные группы — например, человеческий голос относится к струнно-духовым.
Если быть более точным, клавишные также имеют свои деления: например, орган — это клавишно-духовой инструмент, а клавесин, непосредственный прародитель фортепиано, — клавишно-струнный.
Итак, клавишный инструмент, или клавишно-струнный, — фортепиано или рояль. Это король музыкальных инструментов. Почему так вышло? Дело кроется в его возможностях. Диапазон звуков, которые можно извлечь на нем, сопоставим с диапазоном симфонического оркестра. И это, безусловно, дает широчайшие возможности для реализации музыкальных идей. Кроме того, фортепиано или рояль обладают прекрасным, мягким тембром, который возникает именно от способа звукоизвлечения: по струне бьет фетровый молоточек. (У клавесина звук появляется путем щипка пера о струну. Звук вследствие этого резкий и непродолжительный).
И, наконец, то, что вытекает из названия самого инструмента — форте-пиано, — на инструменте доступна нюансировка звука по громкости. Forte — громко, piano — тихо.
Рояль, если говорить кратко, концертный и более богатый по тембру инструмент по сравнению с его меньшим братом — пиано, или пианино, или фортепиано. Они отличаются друг от друга и по форме: дека, где расположены струны, у фортепиано стоит вертикально, а у рояля — она расположена горизонтально. Из-за этого габариты инструментов разные. Для домашнего музицирования больше подходит фортепиано, а для салонов и концертных залов — рояль. И если фортепиано имеет стандартный размер, то рояли бывают самые разнообразные: от кабинетных — 120—130 см в длину — до концертных — четырех и более метров.
Мое знакомство с этим инструментом случилось в пять лет. Однажды, в конце лета, я вернулся с летнего отдыха и обнаружил в своей комнате необычный ящик — это был он, мой инструмент: фортепиано. Его мне купили родители.
Я первым делом подошел к нему и, открыв крышку, нажал на белые клавиши. Почему они белые и почему там есть черные, я тогда не знал. Услышав те звуки, я навсегда влюбился в этот инструмент, он стал моим вторым главным проводником в мир Музыки. (Первым была гитара).
Потом мой папа научил играть на этом инструменте: поставил руки, рассказал нотную грамоту, разучил со мной ряд простейших пьес. И уже к своему поступлению в музыкальную школу я был способен их играть.
Тогда же мне открылись множественные чудеса этого инструмента.
Занимаясь на фортепиано, изучая и погружаясь в Музыку, я постепенно понял, что этот инструмент куда более широк в своих возможностях, чем просто клавишный. Например, я играл И. С. Баха или П. И. Чайковского — и это был один мир, один инструмент, но когда я начинал играть обычные песни — он раскрывался совершенно с другой стороны: он становился более понятным для меня тогдашнего. Играя песни, я использовал инструмент, как гитару, (играл обычные аккорды, немного арпеджио), только звучание было фортепианное.
Далее я стал сочинять, но об этом в другой главе. А теперь вернемся к самому инструменту. Обучение на нем — не простое дело. Лучше всего начинать это с самого раннего детства, но и взрослые вполне могут освоить этот инструмент, пускай и не так глубоко. Действительно, именно гибкость, широта возможностей фортепиано открывает двери всем и каждому.
Традиционно первые шаги в освоении инструмента мы осуществляем в прямом контакте с теорией музыки: изучаем нотную грамоту в целом, настраиваем мышление и слух, обостряем чувство ритма, работаем над постановкой рук и техникой звукоизвлечения, над аппликатурным мышлением, учимся читать ноты и цифровки.
Если есть желание и возможность — важно учиться играть на инструменте, что называется, «по классике»! Умение играть полифонию — развивает слух, аппликатурное мышление, звукоизвлечение, обогащает в целом. Игра этюдов и гамм — развивает технику беглости. Игра пьес — учит технике звукоизвлечения, фразировке, художественному осмыслению Музыки и т. д. Игра крупной формы (например сонат) — тренирует выносливость, широту мысли.
Но, как мы и выяснили выше, — инструмент широк в своих возможностях. И несмотря на всю свою сложность, глубину, способен дать отклик и при неглубоком, но рациональном погружении в инструмент. Кроме того, Музыка бывает разная, и в разности своей и инструмент преломляется по-разному.
И вот, пожалуй, еще немного: с появлением электричества (да, это было уже давно) — стали появляться и электронные инструменты. Итогом экспериментов с клавишными стали всевозможные цифровые фортепиано, рояли, синтезаторы. Появились даже новые музыканты — клавишник в группе. И для того чтобы играть такую роль в коллективе, тебе нужно будет, помимо базы по фортепиано, освоить работу с самими интерфейсами таких чудо-инструментов.
Обо всем этом ты сможешь узнать у нас в Школе и на наших ресурсах в соцсетях. Приходи. Музыке — можно научиться!