В освоении любого инструмента мы выделяем две области, над которыми работаем: голова и руки.
Музыкальные инструменты! Здорово, что они есть, но для чего они понадобились человеку? И почему нам по-прежнему так хочется прикоснуться к этому миру звуков, извлекаемых из того или иного инструмента?!

О Музыке сказано много всего и много интересного: начиная от божественного возникновения музыки как вида искусства, через всевозможные эксперименты ученых и пытливых умом людей, продолжая исторической необходимостью и судьбами конкретных случаев, будь то лирическая или трагическая история, через века и столетия — наконец, до того момента как ты однажды открыл для себя существование Музыки.

Открыв ее — ты открыл историю и нескончаемый источник чего-то такого, что и описать не сразу получается. Одно можно сказать совершенно определенно: Музыка — это мир!
И это не застывшая система — она непрерывно развивается. И здесь вопросы о начале возникновения Музыки предлагаю оставить. Это поистине интересная тема, но она так же многогранна, как и разговор о возникновении мироздания.

Снизим пафос и обратимся к музыкальному инструменту под названием гитара.
Вот уж, действительно, инструмент так инструмент! Он относится к семейству струнных, а всего существует 4 группы инструментов: струнные, клавишные, мембранные и духовые. Давайте примем для нашего повествования такую классификацию.

Гитара в том виде, который нам известен, — речь идет о классической, шестиструнной гитаре — появилась в районе XV века, в Испании. Далее ее распространение пошло по всему миру. Гитара — универсальный, компактный и не громкий инструмент. Она удобна в домашнем музицировании; очевидно, это и сыграло определенную роль в распространении и популяризации инструмента. Конечно, личности, музыканты — это те, кто непосредственно двигал гитару.
И справедливости ради стоит все-таки сказать о том, что гитара вообще, как обобщенное понятие, — куда более древний инструмент, чем та гитара, которую мы с вами обсуждаем. Доподлинно известно о прототипах гитар в древнем Египте! А о разновидностях струнных в целом именно гитарного типа — я вообще молчу. Это и мандолина, балалайка, домра, уд, лютня и многие, многие другие.

В XX веке появляется электрогитара, а это уже совсем другая история.
Но и гитара испанская, и электрогитара — одинаково популярны в наше время. Эта популярность, и здесь я повторюсь, связана и с компактностью инструмента, и с приятным тембром, и с популяризаторами инструментов (а что касается электрогитары — это вообще основной инструмент второй половины XX века в Музыке).

Что значит на бытовом уровне словосочетание «научиться играть на гитаре»? Обычно речь идет о базовой постановке рук, о базовой нотной грамоте и о базовых аккордах, чаще всего в открытой позиции (иногда еще можно разучить барре в форме E), и ряде простейших базовых ритмов или боев. Владея таким арсеналом, можно вполне полноценно музицировать, играть песенки по табулатурам и наслаждаться!

Я называю этот уровень «бытовая гитара» — он крайне важен, он скор и прост для освоения, он дает конкретику и разжигает интерес к дальнейшему проникновению в инструмент.

А дальнейшее проникновение связано в первую очередь с развитием общей музыкальности: с углублением теоретических знаний, обострением чувства ритма и слуха, с «наигранностью» произведениями различных жанров, с приобретением и расширением музыкально-слухового опыта, через прослушивание музыки, с обогащением визуального представления о гитаристах через посещение концертов.

В освоении любого инструмента мы выделяем две области, над которыми работаем: голова и руки. То, что я понимаю, не всегда могу сыграть; то, что играю, не всегда могу понять — такое положение нас всегда будет ограничивать и тормозить. Но оно в начале обучения — неизбежно!
Важно постепенно и планомерно развить в одинаковой степени и понимание, и умение руками это извлекать на инструменте. Соединяя эти два начала — выйти на слуховой и чувственный уровень восприятия Музыки. Процесс постижения этих знаний и приобретения навыков – долгий процесс.
Наша Школа предлагает в рамках трех ступеней обучения – блиц по этому пути. Это не означает, что мы номинально проходим те или иные темы, но и несправедливо будет утверждать, что за девять месяцев ты полностью освоишь инструмент. Такого не бывает!
Главная цель – поставить мышление и дать ощущение инструмента и Музыки в целом, наметить векторы развития, дать ориентиры, заинтересовать деятельностью на более серьезном уровне.

Музыке – возможно только научиться! Это выражение странное, но оно более реалистично, чем кажется. И в первую очередь оно раскрывается через самостоятельную работу, через время, которое ты будешь уделять своему инструменту, а итогом станет возникновение твоей внутренней «кухни», школы, способа.
Музыке – можно научить! Это выражение говорит нам о роли учителя, который открывает двери в мир Музыки.

Мы ориентируемся прежде всего на этот этап, на начало и помощь во втором шаге.

Говоря о работе с уже готовыми музыкантами, мы должны обратиться к деятельности нашего Gathler Club – и там, с ними, есть о чем поговорить и есть чему научить и что сделать.
Но это уже практически «жизнь музыканта» – по аналогии с «жизнью вокалиста».
И, как известно, маяками там выступают личность и глубина таланта. Учитель же меняет роль и становится продюсером, дирижером, капитаном в мире Музыки!
Made on
Tilda